1. А это моё первое знакомство с Храмами. И начал я его с Храма Христа Спасителя, известного многим москвичам и гостям города. Это величественное сооружение поражает своими размерами и красотой. Не менее привлекательна и история Храма.

25 декабря 1812 года российский император Александр I издал манифест, по которому в Москве предполагалось возвести храм в честь победы России над армией Наполеона. Новый храм должен был стать олицетворением подвига русского народа и ознаменованием "благодарности к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели".

Автором первого проекта храма был архитектор Александр Витберг. Согласно его плану, местом возведения храма Христа Спасителя должны были стать Воробьевы горы, а сам собор должен был состоять из трех частей, связанных между собой и символизировавших Воплощение, Преображение и Воскресение. В нижнем храме предполагалось похоронить останки павших в боях во время Отечественной войны 1812 года. Храм был торжественно заложен в 1817 году, однако планам Витберга не суждено было воплотиться в жизнь: горы начали оседать под тяжестью возводимого сооружения, а Николай I, сменивший Александра I на российском престоле, и вовсе нашел проект Витберга неудачным и неосуществимым. Вместо него в 1832 году архитектором храма Воскресения Христова был назначен Константин Тон.

Храм решено было возвести на месте бывшего Алексеевского женского монастыря. В связи с этим долгое время существовала легенда, согласно которой одна из монахинь, возмущенная переносом монастыря, в сердцах прокляла место возведения храма и предрекла, что ни одно сооружение не простоит на этом месте более 50 лет. Как бы то ни было, место строительства было выбрано как нельзя более удачно: храм был виден с любой точки Москвы, а соседство с Кремлем подчеркивало глубокую связь нового храма Христа Спасителя с русской историей и культурой.

На строительство и внутреннюю отделку храма Христа Спасителя ушло почти 40 лет: он возводился с 1839 по 1883 год. 26 мая 1883 года храм был торжественно освящен в присутствии Александра III и императорской семьи.

В плане собор представлял собой равноконечный крест. Внешняя часть была оформлена двойным рядом мраморных горельефов работы скульпторов Клодта, Логиновского и Рамазанова. Все входные двери - всего двенадцать - были выполнены из бронзы, а украшающие их изображения святых отлиты по эскизам известного скульптора графа Ф. П. Толстого. Современников восхищали размеры храма: он мог вместить до 10 000 человек.

Богатое внутреннее убранство храма Христа Спасителя состояло из росписей и украшений из камней - лабрадора, шошкинского порфира и итальянского мрамора. Над украшением храма работали прославленные русские живописцы - В. Верещагин, В. Суриков, И. Крамской. По периметру здание опоясывала галерея, которая стала первым музеем войны 1812 года. На стены галереи были вмонтированы мраморные доски, на которых в хронологическом порядке перечислялись все сражения русской армии, назывались имена военачальников, отличившихся офицеров и солдат.

Первый храм Христа Спасителя просуществовал 48 лет, в связи с чем многие вспоминали о легенде про проклятие монахини. Величественный храм вызывал раздражение Советского правительства: он никак не вписывался в новую государственную идеологию и повсеместное насаждение атеизма. По распоряжению Иосифа Сталина храм Христа Спасителя был взорван 5 декабря 1931 года.

На месте храма предполагалось построить Дворец Советов - гигантскую башню, увенчанную статуей В. И. Ленина. Однако планы по возведению здания были нарушены Второй мировой войной. В 1958-1960-х годах котлован, вырытый под фундамент Дворца, был использован для строительства открытого плавательного бассейна "Москва".

Бассейн "Москва" просуществовал 30 лет. В конце 1980-х годов появилось общественное движение за возрождение храма Христа Спасителя, а в июле 1992 года Президент России Б. Н. Ельцин издал указ о создании Фонда возрождения Москвы. В перечне объектов, которые требовалось восстановить, на первом месте стоял Храм Христа Спасителя. Благодаря невероятно стремительным темпам ведения строительных работ уже в 2000 году полностью воссозданный храм был освящен.

Храм Христа Спасителя - 2006-2011

Храм Христа Спасителя. Общий вид

Остальные фотографии на Я.Фотках

2. Вторым Религиозным сооружением, которое я имел возможность посетить, стал Иосифо-Волоцкий Монастырь, расположенный в Волоколамском районе Подмосковья. Должен сказать, что это очень красивое место,  где можно прикоснуться к древней истории и отдохнуть от мирской суеты.

В 24 км северо-восточнее подмосковного города Волоколамска, в селе Теряево на широкой равнине, словно «развёрнутый» в пространстве, стоит Иосифо-Волоцкий монастырь – живое воплощение истории. Отражаясь в тихих водах прудов, из суровой обители – крепости монастырь превратился в своеобразный город – сказку, вызывая в памяти легендарный «град Китеж». Белые башни и стены надёжным поясом замыкают внутри себя церковные здания, кельи, хозяйственные строения. Монастырь является поистине выдающимся историческим и художественным комплексом. Архитектурный ансамбль Иосифо-Волоколамского (Волоцкого) монастыря - один из интереснейших шедевров древнерусского зодчества. Монастырь прекрасно вписывается в окружающий пейзаж. Озера, расположенные с северо-восточной внешней стороны являются важнейшим фактором защиты, поэтому северо-восточные стены и башни – самые низкие. На западе и юге не было какой-то естественной преграды, поэтому стены и башни там – самые мощные. Центральная группа зданий смещена к более низкой восточной стене. Так образовались три разные по высоте части монастырских построек, что дает возможность хорошо просматривать всю панораму.

Основан Иосифо-Волоцкий мужской монастырь в конце XV века преподобным Иосифом Волоцким. Преподобный Иосиф, в миру - Иван Санин, ученик св. Пафнутия Боровского, вошел в историю Церкви как книжник и толкователь Священного Писания, покровитель церковного искусства. Уроженец волоколамского села Язвищи, сын московского служилого человека, он принял постриг в двадцатилетнем возрасте в Пафнутьевом Боровском монастыре (по другим сведениям - в Волоколамском Возмищенском монастыре). По его молитвам, чудесным образом, в 1479 году в окрестностях Волоколамска было обретено место для устройства монастыря. Средства на устроение обители пожертвовал князь Борис Васильевич Волоцкий.

Легенда появления монастыря на этом месте гласит: когда-то здесь были охотничьи угодья, дремучие леса, болота. Ловчего послали найти место для монастыря и в тот момент, когда он стоял в задумчивости, ударила молния. Все решили, что это сам Господь Бог перстом Своим указал людям место. Вокруг были лес и болота. Тогда случилось второе чудо. Прошла буря и повалила весь лес на этом месте, тогда и начали строительство монахи и послушники. Иосиф поставил крест и часовню с образом Богоматери Одигитрии, подаренным прп. Пафнутием.

В год основания монастыря в нем появилась первая деревянная церковь, которую уже в 1486 году сменил каменный собор. Его расписывал выдающийся русский живописец того времени Дионисий.

В 1490 году рядом с собором была сооружена восьмигранная колокольня - прообраз колокольни Ивана Великого в Московском Кремле. Стройная белоснежная башня со сверкающей золоченой главой напоминала гигантскую зажженную свечу. К сожалению, она не сохранилась до наших дней. В 1941 году колокольня, служившая центром всего монастырского ансамбля, была взорвана войсками. От нее сохранился только очень небольшой фрагмент нижней части.

В 1504 году была построена большая монастырская трапезная. Ее одностолпный зал производит необыкновенное впечатление - от него веет какой-то особенной, "средневековой" мощью, будто сама История зримо присутствует в этом зале. Недаром Павел Алеппский писал, что "в монастырях Московской земли... более всего тщеславятся благолепием, величиной и обширностью помещения трапезных". Трапезная палата включает в себя пятиглавую церковь Богоявления, получившую свой нынешний облик в 1682 году.

В 1543-1566 годы монастырь был окружен каменными стенами с башнями. Военные действия времен Смуты нанесли монастырю огромный ущерб, при этом особенно пострадали стены и башни. Подмастерье московского Приказа каменных дел Иван Неверов, присланный в 1645 году восстанавливать здания монастыря, отмечал: "Городу и башням впредь стоять будет неможно, потому что все осыпалось и во многих местах развалилось". Неверов начал восстановление монастырской ограды, а вскоре его сменил зодчий Трофим Игнатьев.

Строительство стен и башен Иосифо-Волоцкого монастыря завершилось к 1688 году. Увенчанные высокими островерхими шатрами башни как бы водили хоровод вокруг высокой стройной колокольни, и весь белоснежный, расцвеченный многоцветными изразцами ансамбль монастыря отражался в спокойных водах озера, как сказочный град Китеж, встающий из водных глубин. По живописности среди других русских обителей найдется мало равных Иосифо-Волоцкому монастырю.

После стен и башен пришла очередь и для строительства нового собора. Средства на новый храм пожертвовали дьяк Захарий Силин и царь Федор Алексеевич. Новый собор возвели на месте старого в 1688-1692 годах с применением архитектурных форм московского барокко. Пятиглавый, щедро украшенный многоцветными изразцами типа "павлиний глаз" работы знаменитого московского мастера Степана Полубеса собор отличается редкостной красотой и монументальностью. Ажурный иконостас, украшенный резьбой в виде виноградных листьев, изготовил мастер Евсевий Леонтьев. Иконы для него писали живописцы Григорий Антонов и Фома и Василий Потаповы.

Ансамбль монастыря включает в себя и небольшую пятиглавую Петропавловскую церковь над Святыми воротами, построенную Трофимом Игнатьевым в 1679 году. В монастыре сохранился колодец, вырытый прп. Иосифом. С особым благолепием, как и в давние времена, здесь совершаются Праздничные Крестные Ходы.

Иосифо-Волоцкий монастырь в Волоколамске считается одним из красивейших памятников архитектуры в стране.

Иосифо-Волоцкий Монастырь

Иосифо-Волоцкий Монастырь

Остальные фотографии на Я.Фотках

3. В третий раз я посетил не совсем обычное место. На небольшой территории расположены сооружения, казалось бы не имеющие ничего общего между собой. Но это только на первый взгляд. А при ближайшем рассмотрении всё становится на свои места. Итак, представляю Вашему вниманию одно из мест в московском районе Отрадное.

Район Отрадное расположен на северо-востоке Москвы и входит в состав Северо-Восточного административного округа. Границы района Отрадное проходят: по Алтуфьевскому шоссе, Бескудниковской железнодорожной ветке, рекам Чермянка и Яуза, улице Декабристов, улице Олонецкой, по Малому кольцу МЖД и Савеловскому направлению МЖД, по улице Поморской до Алтуфьевского шоссе. Основными транспортными магистралями района являются: Алтуфьевское шоссе, улицы Декабристов и Хачатуряна, Северный бульвар и Юрловский проезд. На территории района расположены три станции Московского метрополитена  “Отрадное” и “Владыкино”.  

Но есть в Москве то, чем пока ни один другой город удивить не может. На территории района возведен уникальный Духовно-просветительский комплекс традиционных российских религий. Здесь на небольшом участке, окруженном многоэтажными жилыми домами, мирно соседствует православный храм и часовня, синагога и две мечети.

Храмовый комплекс в Отрадном включает в себя православный Храм Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийского, чудотворца и Часовню Великомученика и Целителя Пантелеймона, татарскую суннитскую мечеть Религиозного объединения мусульман «Ярдам (Помощь)», Азербайджанскую шиитскую мечеть «Инам», синагогу Московской еврейской религиозной общины в Отрадном «Даркей Шалом». Также здесь заложен первый камень будущего Буддийского Храма со ступой.

...Высокие минареты мечетей видны уже при выходе из станции метро "Отрадное". Их вид задает тон всей необычности архитектурного ансамбля, облик которого всего четыре года назад никто не мог себе и вообразить. Инициатором создания на месте бывшей районной свалки комплекса традиционных религий стал Ришат Баязитов - доктор экономических наук, профессор, президент Благотворительного фонда татарского духовного наследия "Хиляль" и фонда "Веротерпимость и гражданское согласие". Будучи строителем и архитектором по профессии, а также человеком глубокой духовности он прежде всего приложил усилия для возведения мечети, в которой тогда так нуждалась только что зарегистрированная в Москве мусульманская община "Ярдям". Строительство этого необычного объекта, как и всех последующих в комплексе религий велось силами возглавляемого Р. Баязитовым стройуправления, рабочие которого трудятся еще больше чем на четырехстах объектах народного образования Северо-Восточного административного округа столицы.

Одновременно с мечетью вскоре строиться поблизости православная часовня, а затем и храм во имя святого Николая Мирликийского. Сроки, в которые возводились и обустраивались изнутри здания поражали. Словно какие-то высшие силы помогали в благом деле. К весне 1998 года, когда была сооружена синагога, переданная затем московской еврейской общине "Даркей Шалом", комплекс казалось бы был завершен. Но на этом поборники веротерпимости и согласия верующих, исповедующих разные религии не остановились.

Весной нынешнего года завершились работы по возведению еще одной мечети - специально для азербайджанцев, которых в Москве постоянно проживает свыше полумиллиона человек. Служение в мечети, ставшей элементом социальной интеграции этой многочисленной диаспоры, ведется на азербайджанском языке.

А впереди еще один замысел - удовлетворить просьбу буддистов, которые хотят видеть в Отрадном и свой храм.

И все же не одной стройкой живет комплекс российских традиционных религий. Здесь ведется большая благотворительная и духовно-просветительская работа. В храмах комплекса верующие не только окормляются. Действует воскресная мусульманская школа, университет исламской культуры, медресе, школа для молодёжи при синагоге.

Кстати, об Отрадном теперь знают далеко за пределами Москвы. Стараниями Р. Баязитова и его соратников во многих уголках России восстанавливаются не только мечети, но и православные святыни - храмы в Тамбове, в Нижнем Новгороде, у нас - в Подмосковье - под Волоколамском. В 1998 году за помощь в восстановлении двух старинных церквей в селах Нижегородской области Р. Баязитов был награжден Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II орденом Русской Православной Церкви Преподобного Сергия Радонежского.

По материалам - otradnoe.svao.mos.ru, spcenter.ru.

Комплекс в Отрадном

Вход в Православную часть Комплекса

Остальные фотографии на Я.Фотках

4. В четвёртую поездку я отправился в благодатное место - Покровский ставропигиальный женский монастырь, известный на весь православный мир тем, что здесь находятся святые чудотворные мощи блаженной старицы Матроны Московской. Расположен монастырь у Покровской (Абельмановской) заставы. Святые мощи хранятся с 1998 года.

Монастырь был основан на Убогих домах, в пяти верстах от Москвы. В 1635 году царь Михаил Федорович Романов выделил для монастыря землю. Спустя 20 лет по указу сына Михаила Федоровича – царя Алексея Михайловича был выстроен Царский монастырь в честь Покрова Божией Матери. Обитель была не только построена на средства государя, но и снабжена всей необходимой утварью. Поводом для основания монастыря было увековечивание памяти почивших царя Михаила Федоровича и Патриарха Филарета – деда царя Алексея Михайловича. Убогие дома - так называли место, куда свозили умерших нищих и бездомных, также самоубийц и жертв насилия со всей Москвы, у которых не было родственников, а затем хоронили на специально устроенном кладбище. В большом подземелье – Божием доме, складывали по сто-двести трупов неопознанных убитых или замерзших, которые оставались без погребения до седьмого четверга после Пасхи или до праздника Покрова Божией Матери - таковы были религиозные правила. Убогие дома представляли собой сараи с ямниками, в них складывали тела убогих и странников, которые перед смертью остались без напутствия Святыми Тайнами. Часто в Убогие дома подбрасывали незаконнорожденных младенцев, и их воспитывали сторожа – божедомы или приёмные родители. Но церковь не оставляла без внимания и этих усопших. В 1548 году Собор принял решение о всеобщем поминовении скончавшихся внезапною смертью. Два раза в год к Убогим домам совершался крестный ход. Духовенство совершало всеобщую панихиду, а многие люди привозили сюда гробы, саваны и прочую одежду для погребения неизвестных усопших. Во время эпидемии чумы в Москве Убогие дома были закрыты, а в начале 19 века могильные холмы у Покровского монастыря срыли.

Подробные сведения об истории Покровского монастыря не сохранились. Известны лишь отдельные факты. Вначале монастырь принадлежал Московской епархии. В 1655 году царь подарил обители 6 десятин покосов под Симоновым монастырем и несколько лугов. В период в 1680 по 1731 г.г. Покровский монастырь был приписан к Заиконоспасскому монастырю, а в 1744 году был причислен к Крутицкой епархии. В 1751 году в Покровскую обитель переместили семинарию из Вяземского Предтечевского монастыря, и божедомский Покровский монастырь стал училищным. Спустя некоторое время обитель вернули Московской епархии, а в 1776 году распустили семинарию. Согласно описания, сделанного в 1763 году, на территории Покровского монастыря была выстроена пятиглавая однопрестольная церковь во имя Всех Святых, каменная одноглавая церковь Покрова Божией Матери, каменная шатровая колокольня с восьмью колоколами, а также часами с боем. Кроме того, на монастырском подворье были одноэтажные настоятельские кельи, каменные и деревянные братские кельи, каменное здание, в котором размещалась кухня и погреб. Территория монастыря была обнесена оградой длиной около 480 метров. Ограда была крыта тесом, а по углам ее были расположены пять башен. В те годы Покровской обители принадлежали и четыре часовни, которые находились за пределами монастыря, приносившие доход до 50 рублей в год. Начиная с 1763 года во главе обители встал игумен Варлаам. На содержание Покровского монастыря в то время выделялось 27 рублей 77 копеек в год, и вместе со всеми доходами, которые получала обитель от своих часовен, кладбища и земельных владений было недостаточно, чтобы поддерживать в надлежащем состоянии постройки и храмы. Такое положение вещей привело к тому, что в 1783 году ограда и две церкви обветшали настолько, что их пришлось разобрать. Лишь в начале 19 века Покровский монастырь начал возрождаться, в основном благодаря пожертвованиям. Особенно крупными дарениями прославился купец Диомид Мещанинов. В 1799 году на его средства в Покровском монастыре была построена мужская богадельня, восстановлена ограда, а также каменная церковь во имя Всех Святых с двумя приделами. В 1810 году госпожой Хлебниковой была построена каменная богадельня на Семеновской улице, которая принадлежала монастырю. В 1806-1814 годах на пожертвования благотворителей была возведена двухэтажная каменная церковь Покрова Божией Матери. В каждом ее этаже было устроено по 3 придела. Строительство храмов проводилось под непосредственным руководством строителя Ионы, который тогда был настоятелем монастыря. Во время оккупации наполеоновской армией Москвы, монастырь сильно пострадал, но уже в 1815 году благодаря самоотверженным усилиям настоятеля Ионы обитель была восстановлена практически полностью. Важную роль в жизни Покровского монастыря сыграл и преемник настоятеля Ионы архимандрит Амвросий, принявший пост настоятеля в 1833 году. В годы его управления в Покровском монастыре были отстроены новые жилые помещения, а также множество хозяйственных построек. Тогда же по проекту архитектора Быковского была начата перестройка церкви Всех Святых. Закончено преобразование церкви было при настоятеле Ионафане. В обновленном виде церковь представляла собой величественное сооружение, выполненное в романском стиле. И главный иконостас, и придельные были обрамлены искусной тонкой резьбой с позолотой. Среди ценных икон, хранившихся в этой церкви была и древняя почитаемая икона Тихвинской Божией Матери.

После Октябрьской революции монастырь упразднили. В 1926 году была взорвана колокольня, потом закрыли Покровский храм, снесли часовню и могильные памятники, а в 1929 году был закрыт Вознесенский храм. На месте кладбища высадили парк, который существует и сейчас. Около 70 лет в монастырских помещениях размещались различные учреждения, спортивный зал и даже бильярдная.

В 1994 году Священный Синод принял решение о возрождении Покровского женского монастыря. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II освятил все 9 монастырских приделов, а в 2002 году – отстроенную колокольню. В 1998 году с Даниловского кладбища в монастырь перенесли останки праведной старицы Матроны, которая в 2004 году была причислена к лику общецерковно почитаемых святых.

Адрес монастыря: улица Таганская, дом 58

Часы работы: понед. - воскр. 07:00 – 20:00

Добраться до монастыря: ст. м. Марксистская (выход на ул. Таганская) - любой транспорт (автобус, троллейбус) до ост. Большая Андроньевская.

По материалам pokrov-monastir.ru и moscow.org

Покровский Монастырь

Покровский монастырь. Ворота

Остальные фотографии на Я.Фотках

5. В этот раз я поехал ...  

© Sergei-Hovrino

Создать бесплатный сайт с uCoz