1. Это одна из моих первых поездок по Москве. В начале сентября 2007 года я впервые побывал в Музее-Заповеднике Царицыно, на следующий день после официального открытия. Сначала прогулялся по Парку и посмотрел Павильоны, Скульптуры и прочие красоты. Потом переместился поближе к архитектурным постройкам, осмотрел Дворцы, Корпуса, Мосты и другие постройки. В целом всё очень понравилось. Спустя два года я снова вернулся в Царицыно и уже более внимательно изучил достопримечательности Дворцово-Паркового Ансамбля.

Пересеченный рельеф, речки и ручьи, живописнейшие пруды составляют особую примету усадьбы Царицыно. В давние времена, правда, прудов еще не было, а у подножия высокого берега сливались полноводная речка Городенка и текущая с востока речка Язвенка. Чуть ниже по течению в Городенку под углом врезался глубокий овраг. Ядром будущей усадьбы стала пустошь Черная Грязь. Первые упоминания о ней встречаются в Писцовых книгах 1589 года. Тогда она относилась к землям царского села Коломенское. Места эти были мало заселены. Только в начале следующего, XVII столетия в окружении черногрязской пустоши появляются «владельцы», которым земли были пожалованы за службу. В 1633 году, 26 января, именным царским указом окольничему Лукьяну Степановичу Стрешневу было «продано в вотчину… в Московском уезде села Коломенского пустошь Бабынина, да пустошь Черногряская, да пустошь Арехово да пустошь Коржавино». Первый владелец и определил место для главного двора своей вотчины – на мысу между рекой и оврагом, на пустоши Черная Грязь. С этой даты и этого имени начинается история усадьбы Черная Грязь, на месте которой впоследствии будет воздвигнуто Царицыно.

История местности, где суждено было возникнуть Царицынскому ансамблю, уходит в глубину веков. В X-XI веках здесь жили племена вятичей. Свидетельство тому курганы, которые и сейчас можно увидеть в царицынском парке. Раньше это место называлось Черная Грязь, поскольку издавна славились здешние окрестности святыми ключами и лечебными грязями.

 Владельцами Черной Грязи были и бояре Стрешневы, и их родственники Голицыны, и молдавский господарь Дмитрий Кантемир, которому сельцо было пожаловано самим Петром I.

В 1775 году у сына Кантемира – Сергея – его покупает сама императрица Екатерина II. Полюбив подмосковное сельцо за целительность вод его зеркальных прудов, императрица решила именно здесь провести торжественную конфирмацию условий Кючук-Кайнарджийского мирного договора с Турцией. Архитектурное оформление она поручила архитектору Василию Баженову. "Я призвала Баженова, - писала Екатерина барону Гримму, - моего архитектора, и сказала ему: друг мой, в трёх верстах от города есть луг; представьте себе, что этот луг - Чёрное море; что из города к нему ведут две дороги: так пусть одна из этих дорог будет Танаисом (рекой Дон), а другая - Борисфеном (рекой Днепр); в устье первого вы построите банкетную залу, которую назовёте Азовом; в устье другого - театр, который назовёте Кинбурном; вы начертите песком Крымский полуостров, поместите на нём Керчь и Еникале в виде бальных зал; налево от Танаиса устроите буфеты с вином и мясом для народа; напротив Крыма будет иллюминация... из-за Дуная вы пустите фейерверк, а на площади, которая должна изображать Чёрное море, расставите и рассеете лодки, иллюминированные корабли".

Целых десять лет продолжалось строительство (1775-1785 гг.). На небольшой территории встали дворцы, павильоны, беседки, ротонды, мосты, фигурная арка. Была даже задумана высокая башня с часами, но ее проект не успели воплотить. На центральной площади стояли два дворца – для Екатерины и ее сына Павла, в плане зеркально отражающие друг друга. Перед ними было возведено самое большое по размерам здание – дворец-храм.

 Приезд императрицы летним днем 1785 года стал для Царицына роковым. Едва осмотрев все постройки, она, не прощаясь с архитектором, уехала. Через несколько дней было отдано распоряжение о сносе трех центральных дворцов. Сейчас на этом месте стоит так и не достроенный дворец по проекту ученика Баженова Матвея Казакова, а на месте большого дворца – зеленая лужайка.

 Сотни исследователей ломают голову над причиной гнева великой императрицы. Дворец оказался недостоин ее – маленький, тесный, да еще равный зданию, предназначенному нелюбимому сыну Павлу? Но она сама утверждала весь проект ансамбля. Интриги завистников? Близость Баженова к наследнику и связь обоих со столь противным сердцу государыни масонством? Последнее предположение считают наиболее вероятным.

Возможно и другое. Тот мир, который создал Баженов, – не для зевак и наблюдателей. Он будоражит воображение, заставляет искать ответы на свои вопросы и – если повезет – открывает какие-то тайны. Но открывает он эти тайны тому, кто способен их понять. Или хотя бы пытается. Пытается увидеть за затейливыми декорациями – мечту о Красоте, за прихотливым расположением зданий – мечту о справедливом устройстве общества, за интерьерами необычной формы – овальными, восьмигранными, круглыми – мечту о том, чтобы человек, попадая в них, удивлялся, искал, менялся…

Ансамбль до недавнего времени был заброшен и ветшал в запустении. За последние семь лет были восстановлены сохранившиеся павильоны, кроме так называемого Хлебного дома и казаковского дворца. Сотрудники созданного в Царицыно музея (есть несколько экспозиций) бережно хранят память о его создателе, изучают его историю. В Оперном доме проводятся концерты классической музыки, музыкальные вечера.

Царицыно - одна из самых необыкновенных усадеб в Москве, да, можно сказать, во всей России. Удивляют и привлекают странная судьба ее, не разгаданная до сих пор загадка, связанная с ее строительством, сам облик огромной усадьбы Царицыно, романтический и несколько таинственный, похожий на музей бестолковых и безудержных затей 18 в., богатого на выдумки, фантазии и капризы, неоднократные попытки достроить ее, медленное, на протяжении двух сотен лет, угасание. И, наконец, сказочное, как по мановению волшебной палочки, возрождение.

Если Вы входите в парк с центрального входа, вас встречает "Поющий световой фонтан" - фонтан на острове. Перед вами постепенно разворачивается живописный архитектурный ансамбль, построенный архитектором Василием Баженовым для императрицы Екатерины Великой и не принятый ею. Подмосковная царская резиденция задумывалась как ансамбль, состоящий из множества маленьких дворцов, оформленных в одном стиле, но каждый в своем роде. Двигаемся дальше - вот Малый Екатерининский дворец. Главная цель постройки дворца - гимн Екатерине II . Каждый завиток, украшающий фасад, славит Великую императрицу. Вот Средний дворец, называемый сегодня Оперным домом за прекрасную акустику, предназначенный для балов и официальных приемов. Вот корпуса для многочисленной свиты императрицы - Кавалерские корпуса. И, наконец, Большой дворец - главная драма и загадка парка Царицыно. В глаза сразу бросается отличие архитектуры дворца от архитектуры всех остальных построек. Работы по возведению дворца были поручены архитектору М. Казакову. Десять лет трудился мастер, но Екатерина II так и не оценила его работу - она умерла в 1796 году, не дождавшись окончания строительства. Оценить работу мастера и разгадать многочисленные загадки парка Царицыно можем сегодня только мы с вами.

По материалам Царицыно и Википедии.

Царицыно - 2007-2009

Царицыно-2007. Верхний Царицинский Пруд 1

Остальные фотографии на Я.Фотках

3. Третью свою поездку я посвятил Музею-Заповеднику "Лефортово". Место очень красивое, хотя на первый взгляд достопримечательности сразу не увидишь. И лишь приглядевшись повнимательнее, начинаешь замечать дворцы и особняки русских царей. Рекомендую всем, кто интересуется историей, посетить этот район.

История Лефортова тесно связана с историей Немецкой слободы на Яузе. В Москве жили торговцы из многих стран, но первые документальные сведения об их поселениях относятся к XVI - XVII вв. Особенно много иноземцев появилось в Москве во время Ливонской войны. Часть ливонских пленников Иван Грозный поселил отдельно и, они-то, вероятно, образовали первую в Москве Немецкую слободу. Находилась слобода между Яузой и ручьем Кукуем (Кукуй – называли русские). Первая немецкая слобода погибла в Смутное время: ее разграбили Лжедмитрий II и поляки. 4 октября 1652 г. вышел указ царя Алексея Михайловича об отводе земли под строение в Новой Немецкой слободе (границы ее определялись с востока и юга - правым берегом Яузы, с севера селом Елоховым, а с запада - ручьем Кукуй). Земля предоставлялась бесплатно и была «белой» (не облагалась налогами). Раздавали участки, «смотря по достоинствам, должности или занятиям». Новая слобода вскоре быстро обустроилась (по переписи 1665 г. слобода насчитывала 204 дома).

При Петре I село Преображенское и расположенная невдалеке Немецкая слобода становятся центром политической жизни России, превращаясь в аристократическое предместье Москвы. В Немецкой слободе Петр познакомился с будущим закадычным другом Францем Лефортом. Царь любил бывать у Лефорта, в его небольшом доме на берегу Яузы. Петр наезжал к Лефорту с шумной и многочисленной компанией в 250-300 человек. Он же финансировал пристройку большой залы к дому своего любимца (рассчитанной на 1500 человек), а в 1697-1698 гг. на средства казны был построен каменный дворец. Когда в 90-е годы XVII в. Петр Великий начал проводить военные реформы, он передал земли по левобережью Яузы под военные слободы Преображенского, Семеновского и Лефортовского полков. Для лефортовских солдат на левом берегу Яузы раскинулся плац, как раз напротив сада и дома Лефорта, в том же году (1692), в сентябре месяце, приступили к постройке 500 домов для солдат. Казармы Лефортовского полка были расположены правильными рядами, образуя улицы и переулки Солдатской слободы. Через Яузу перекинули новые мосты — Солдатский и Госпитальный. Позже для солдат в 1711 г. был построен деревянный храм святых ап. Петра и Павла (с 1771 г. — каменный). Так была заложена слобода, получившая название «Лафортовской», позднее выросшая в Лефортовскую часть города. Этот дворец практически стал резиденцией молодого царя. Новоселье в новых хоромах состоялось 12 февраля 1699 г., а 2 марта хозяин дома скончался. В 1706-1707 гг. по приказу Петра I в Лефортовской слободе для больных солдат и офицеров была построена «Военная гофшпиталь». Возглавил это заведение личный лейб-медик Петра Великого голландец Николай Ламбертович Бидлоо (1670 – 1735 гг.).

Левый берег Яузы развивался в XVIII в. как дворцово-парковая зона, императорская резиденция в Москве. Началась застройка левобережья с того, что один из самых доверенных людей Петра — боярин Федор Алексеевич Головин (глава Посольского приказа, глава Великого посольства, первый кавалер ордена Андрея Первозванного) в 1701 г. купил двор у вдовы торгового иноземца напротив Лефортовского дворца, отстроил усадьбу в европейском стиле, которая также становится императорской резиденцией. В 1721 г. император выкупил ее у наследников Головина, и поручил обустройство своего нового дворца Н. Л. Бидлоо, который в Головинском саду «примыслил» фонтаны, выкопал несколько прудов с островами, сделал мостики, каскады и прочие затеи. Преемники Петра продолжали строить дворцы за Яузой. Во время царствования Петра II (1727—1730 гг.) Лефортовский и Головинский дворцы стали местом пребывания царского двора. В Лефортовском дворце обручились Петр II и Екатерина Долгорукая, там же на заседании Верховного Тайного совета было решено пригласить на царствование племянницу Петра I вдовствующую герцогиню Курляндскую Анну Иоанновну. В 1730 г. в Головинских палатах проходили торжества по случаю коронации Анны Иоанновны. Императрица поручила Ф.Б.Растрелли строительство новых дворцов. В 1731 г. рядом с Головинским дворцом он возводит летнюю резиденцию (Летний Анненгоф), это здание находилось выше по течению Яузы, примерно там, где сейчас стоят корпуса общевойсковой академии. В 1736 г . Растрелли перенёс на берег Яузы зимний Анненгоф, сооружённый им же в 1730 г. в Кремле. Оба здания были выполнены в стиле барроко. Сад вокруг дворцов (включавший Анненгофскую рощу) был огромен. Он был «нанизан» на ось главной аллеи длиной более километра. В целом, громадный парк по типу напоминал французские королевские сады.

В 1741 г. на российский престол вступила Елизавета Петровна. К коронационным торжествам в Головинском саду архитектор А.П. Евлашёв по проекту И.К. Коробова при участии Ф.Б. Растрелли строит новый Зимний деревянный дворец, который в 1753 г. был уничтожен пожаром. Новый дворец был возведён за шесть недель. Работал над ним архитектор Д. В. Ухтомский. В 1773 г. по приказу Екатерины II на месте бывшего Летнего Анненгофа по проекту архитектора А. Ринальди началось возведение Екатерининского дворца . Дворец строился в течении 25 лет. Он стал одним из самых больших зданий в Москве, являясь великолепным памятником русского классицизма XVIII в. Вступивший на престол Павел I (1796—1801 гг.) придал облику Лефортова военно-парадный стиль. Екатерининский дворец был превращен в казармы полицейского полка И. П. Архарова. Свою императорскую резиденцию — Слободской дворец — Павел I устраивает на правом берегу Яузы, недалеко от дворца Лефорта. Для соединения дворцов, расположенных по обоим берегам Яузы, в 1781—1799 гг. вместо старого деревянного Солдатского моста был построен каменный Дворцовый (ныне — Лефортовский), по образу Большого Каменного моста через Москву-реку. В несколько измененном виде он стоит и сейчас, и является самым старым из московских мостов. После Павла I никто из русских императоров не жил во дворцах Лефортова и Немецкой слободы, хотя здесь проходили некоторые торжества. Например, в 1856 г. праздновалась коронация Александра II. С середины XIX в. территория бывшей Немецкой слободы и дворцовая часть Лефортова официально становится районом Москвы, позднее получившим название Благуше-Лефортовского. Постепенно его жизнь все теснее увязывается с военным делом, наукой, торговлей, промышленностью. В конце XVIII в. на месте Головинских палат были выстроены Красные казармы. В Екатерининском дворце в 1824 г. I-й и II-й Московские кадетские корпуса.

При Александре I, во время Отечественной войны 1812 года район частично горел. В 1824 году в служебных корпусах Екатерининского дворца разместились казармы Московского гарнизонного полка — «Красные казармы». Вскоре началась индустриализация района, однако большая часть современного района Лефортово, занятая Анненгофской рощей и военными учреждениями, была выведена из гражданского оборота. В 1866—1868 годах была построена Московско-Курская железная дорога. Вместе с ней были построены Главные вагонные мастерские, из которых впоследствии сформировался нынешний завод имени Войтовича. В 1881 году в Лефортово была построена первая сортировочная станция Московско-Рязанской железной дороги и депо Москва—Сортировочная. В том же году открывается Лефортовская тюрьма. На Золоторожском валу предприниматель Ю. П. Гужон построил в 1883 году Московский металлургический завод (ныне «Серп и Молот»). Во время октябрьского восстания 1917 года в Москве велись бои в течение шести дней. Полковник В. Ф. Рар организовал оборону казарм 1-го кадетского корпуса в Лефортово силами кадетов старших классов. Во годы войны лефортовские организации работали на оборону города и страны: так, завод «Компрессор» совместно с заводами им. Войтовича, ВЭИ и другими, выпускал «Катюши»; завод им. Войтовича производит бронепоезда, санитарные поезда, банно-прачечные поезда; многие артиллерийские части были оснащены прожекторами и приборами управления огнём, созданными в Лефортово.

В настоящее время от XVIII в. в Головинском парке сохранились остатки террасы из красного кирпича, заросшие пруды, когда-то великолепный, а теперь полуразрушенный грот Ф.Б. Растрелли. Сохранился и мост-плотина, разделяющий пруды, по которому проходит главная аллея, обсаженная липами. Возле нижнего пруда расположена недавно отреставрированная полукруглая беседка в память о Петр I. Осенью 2005 г. Правительством г. Москвы было принято решение о создании Московского государственного объединенного музея-заповедника, в который вошел Головинский сад (Лефортовский парк). В перспективах развития нового музея значится реконструкция Головинского сада (Лефортовского парка) на период XVIII в. и открытие его для экскурсионного показа.

Лефортовский парк — московский исторический и природный памятник, прилегающий к Екатерининскому дворцу в Лефортово. Построенный в 1703 году, он считается первым регулярным парком в России и прообразом многих парков Санкт-Петербурга. Бывший Головинский сад при императрице Анне Иоанновне назвали «Версалем на Яузе». От первоначальной голландской планировки в парке по сей день осталась липовая аллея, беседка-ротонда, пять прудов, скамейки и грот Ф. Б. Растрелли. Под парком проходит Лефортовский тоннель ТТК. В советские времена назывался Парк Московского окружного дома офицеров.

По материалам МГОМЗ и Википедии.

Лефортово

Лефортовский парк. Главный вход

Остальные фотографии на Я.Фотках

2. Второй Усадьбой в моём активе стал Музей-Заповедник "Коломенское", где я также побывал дважды, в 2007 и в 2009 годах. До визита сюда я и не предполагал, что посещение этой Царской резиденции станет таким увлекательным и познавательным занятием. Рекомендую приехать в Коломенское в тёплое время года, всей семьёй, на целый день. Поверьте, здесь есть что посмотреть и где погулять.

Первые письменные упоминания о Коломенском относятся к XIV в. и содержатся в духовных грамотах Ивана Калиты (1336г. и 1339 г.).

По сообщениям исторических источников, здесь останавливались войска Дмитрия Донского после Куликовской битвы 1380 г. и войска Петра I после Полтавской битвы 1709 г., собирались в военные походы дружины великих князей Московских, происходили другие события, связанные с историей русского государства.

С XIV в. Коломенское являлось летней загородной усадьбой Московских правителей. В XVI-XVII вв. складывается уникальный архитектурный ансамбль Коломенского, проникнутый идеей торжественной царской резиденции, представляющей большую художественную и историческую ценность.

На высоком берегу Москвы-реки расположена церковь Вознесения Господня, построенная в 1532 г. Это один из первых шатровых каменных храмов на Руси. Небольшой по внутренним размерам храм служил летней домовой церковью русских царей в XVI-XVII вв..

В непосредственной близости от церкви Вознесения находятся еще три памятника архитектуры: Георгиевская колокольня (XVI в.), Водовзводная башня (XVII в.) и "Охотничий" Павильон 1825 г. архитектора Е.Д. Тюрина. В Дьяково расположен замечательный памятник архитектуры XVI в. - церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи. Построенный в середине века, он является прообразом Собора Василия Блаженного (Покровского) на Красной Площади и построен, вероятно, теми же зодчими.

Историческое ядро Коломенского - Государев двор был обнесен частично каменной, частично деревянной оградой с двумя проездными воротами: Передними, или Дворцовыми - парадным въездом в царскую усадьбу и Спасскими, или Задними.

К Передним воротам Коломенского примыкают Приказные палаты - управление усадьбой. Полковничьи палаты - помещение, где размещались главы полка, охранявшего дворец, Фряжский (Сухой) погреб и двухэтажное здание Сытного двора, в котором готовились напитки для царского стола.

В XVII веке в Коломенском возводится "Восьмое Чудо Света" - уникальный Деревянный Дворец Царя Алексея Михайловича.

С 1645 года судьба строящегося храма Казанской иконы Богоматери неразрывно связана с именем царя Алексея Михайловича (1645-1676 гг.- годы царствования). Царь любил усадьбу и постоянно в течение тридцати лет ежегодно приезжал сюда на летний отдых. В честь рождения наследника престола к храму был пристроен второй придел Дмитрия Солунского (примерно 1649 г.), завершивший архитектурную композицию. Со временем к Казанской церкви переходят функции домового храма, здесь хранились, по обычаю, царская казна и наиболее ценное имущество, которое привозили сюда во время летнего отдыха в царском обозе. После завершения строительства Казанская церковь была расписана и богато украшена разнообразными тканями, коврами. Сначала молодой царь использовал Коломенское для соколиной охоты, но постепенно к концу правления Алексея Михайловича (1676 г.) усадьба превратилась в пышную загородную резиденцию. Крытым переходом дворец соединялся с каменной церковью Казанской иконы Богоматери, построенной в 1651 - 1671 годах. В настоящее время это действующий храм.

После полной разборки деревянного дворца в XVIII в. на берегу Москвы-реки, рядом с церковью Вознесения, был построен четырехэтажный дворец, в котором императрица Екатерина II писала свой знаменитый юридический трактат-"Наказ". Дворец был разорен во время нашествия французов. В 1825 г. на его фундаментах был построен новый дворец по указу императора Александра I в стиле ампир, который также не дошел до нашего времени.

В последние годы в Коломенском активно формируется архитектурно-этнографический комплекс: появились действующие конюшня и кузница, усадьба пасечника с пасекой, водяная мельница. Планируется реконструировать часть исторической застройки села Коломенского, утраченной в конце 70-х гг. XX в., и разместить в воссозданных усадьбах этнографические выставки и экспозиции, в том числе интерактивные.

Коломенское - 2007-2009

Коломенское в 2007 году

Остальные фотографии на Я.Фотках

--------------------------------------------------------------

   В следующих поездках я познакомлю Вас с другими, не менее известными и интересными, дворцами, усадьбами, музеями-заповедниками Москвы, Подмосковья, России. Вы узнаете не только о крупных, но и о небольших имениях царей и князей, помещиков и писателей. Многие из них сохранились достаточно хорошо и дошли до нас почти в первозданном виде. Но, к сожалению, некоторые поместья заброшены и представляют из себя довольно печальное зрелище. Из всех построек порой уцелевшей оказывается только церковь, а где-то лишь дворец, да и то без крыши. Но увидеть такие шедевры русских и иностранных зодчих нужно непременно, пока они ещё стоят на этой земле и рассказывают своим видом о великолепии архитектуры и состоятельности своих бывших владельцев. География усадеб достаточно широка. Интерсные постройки встречаются как в Подмосковье, так и в других городах и сёлах. Есть поистине уникальные экспонаты, представленные на русской земле в единственном экземпляре. Ряд дворцов открыт для посещения, во многих открыты музеи. А в некоторые не попадёшь даже на территорию, поскольку хозяева не хотят никого видеть. Обо всём этом в следующих репортажах. До новых встреч.

© Sergei-Hovrino

 4. В следующий раз я поехал в удивительное место, расположенное в восточной части современной Москвы. Сейчас вокруг возвышается многоэтажный спальный район. А ранее здесь была царская усадьба, построенная во второй половине XVII века на реке Серебрянке. Представляю Вашему вниманию усадьбу с красивым названием Измайлово. Среди памятников истории и культуры Москвы она выделяется гармоничным сочетанием архитектурного ансамбля и природного ландшафта государевой резиденции, расположенной на рукотворном острове. Приглашаю всех на прогулку в это чудесное место.

Издавна эта территория была частью сплошных зелёных массивов, окружавших древнюю Москву и служила для царской охоты. Первые упоминания о ней относятся ко временам Ивана Грозного, который в 1573 году пожаловал Измайлово младшему брату царицы Анастасии — Никите Захарьину-Юрьеву. От него оно перешло к сыну Ивану Никитичу Романову. С 1640 года им владел боярин Никита Иванович Романов. В 1652 году село отошло в дворцовое ведомство царя Алексея Михайловича. Во второй половине XVII века Измайлово стало хозяйственной вотчиной
царя Алексея Михайловича Романова (1629-1676 гг.) — отца Петра I. Вначале Измайлово привлекало царя своими охотничьими угодьями, но впоследствии он решил создать здесь образцовое опытное хозяйство.

При царе Алексее Михайловиче в подмосковном селе Измайлово было начато строительство резиденции. В имение согнали несколько сотен крестьян, которые прокладывали дороги, копали пруды, строили плотины, возводили постройки дворцового комплекса. Царь лично наблюдал за работой. Располагалась усадьба на острове, окружённом Серебряным и Виноградным прудами. Сам остров появился вследствие устройства плотины на реке Серебрянке. Для въезда на остров был сооружён уникальный каменный мост на 14 арках длинной 106 метров и шириной более десятка метров. Он заканчивался трёхярусной проездной Мостовой башней, сооружённой в 1674 году и сохранившейся до наших дней. Башня имеет три этажа. Нижний этаж был отдан церковнослужителям, в среднем была Думная палата, в которой во время пребывания царя в Измайлове собиралась Боярская дума, а при Петре I было присутствие Сената. Верхняя часть Мостовой башни служила колокольней стоявшего рядом собора Покрова Богородицы. Рядом с мостом в восточной части Виноградных прудов была сооружена каменная плотина, а на западной стороне прудов существовала огромная плотина, которая называлась Виноградной. Эти гидротехнические сооружения были внушительных для своего времени размеров. Виноградная плотина была длиной 185 метров при вышине 6,5 метров и ширине 25 метров. Плотина была сложена из кирпича и облицована белым камнем и цветными изразцами. Плотины и другие сооружения возводились под руководством каменных дел мастеров и подмастерьев Дмитрия Костоусова и Ивана Кузнечика. Имелись и земляные плотины, поражавшие величиной. Так, Просянская плотина имела ширину более 600 метров. Центром усадьбы служил Государев двор. Вокруг него располагались хозяйственные постройки. Архитектурный ансамбль усадьбы царя Алексея Михайловича в Измайлове соединял в себе традиционные русские, западноевропейские и даже восточные хозяйственные и культурные традиции и практики и представлял собой редкий образец русского зодчества. Кроме расположенных на Острове царских хором, храмов, хозяйственных построек Государева двора в Измайлове существовали придворный театр (60-е гг. XVII в.), придворный зверинец (70-е гг. XVII в.), «звериные потехи», соколиная охота (XVIII в.). Здесь было создано крупнейшее экспериментальное хозяйство своего времени, включавшее в себя: обширные поля, сады Виноградный, Просянский, Островной, Тутовый, Аптекарский огород, льняную мануфактуру, скотные, птичьи, пасечные дворы, винокурни, 37 прудов, 7 мельниц, обширную пасеку, пивоварни, виноварни, маслобойни и стекольный завод, посуда с которого поступала на царский стол, а отдельные образцы преподносились в дар зарубежным гостям для их правителей. Здесь выводили новые сорта сельскохозяйственных культур, совершенствовали севооборот, изобретали и применяли первые простейшие сельскохозяйственные машины. В Измайлове культивировались новые сорта пшеницы и фруктовых деревьев: цареградская пшеница, грецкий орех, венгерские груши и др. Здесь проводили опыты по выращиванию южных растений, таких как: виноград, тутовое шелковичное дерево, заморские лекарственные травы. Впервые в России в Измайлове были организованы зверинец для диких зверей, регулярный сад с цветниками, беседками, зелёными галереями и лабиринтом. Здесь были обширные сады с фруктовыми и декоративными деревьями, оранжереи, в которых выращивались арбузы, дыни и виноград.

Царь Алексей Михайлович любил устраивать пышные обеды и удивлял иноземных гостей многочисленными «разносолами» из собственного усадебного хозяйства. Заморские послы с большим восхищением отзывались о царских приемах: «Обед был весьма роскошный, ибо каждому подавалось более 40 блюд, и все, что в них находилось, было цельное; тут были: телятина, дичь, баранина, гуси, утки и другие вареные птицы. Хлебы, которые подавались, были так велики, что два человека могли с трудом нести один хлеб». Застолье сопровождали развлечения, включавшие показы «чудес» — разнообразных фокусов.

Также рядом расположено одно из чудес Москвы - Кремль в Измайлово - построенный в 1998—2007 годах с имитацией отдельных форм русской архитектуры начала XVII века. Это уникальный самобытный историко-архитектурный комплекс, выстроенный русскими зодчими в стиле "допетровской" Москвы, расположен на месте ремесленных мастерских царя Алексея Михайловича в Измайлово. Здесь представлены самые известные и популярные народные промыслы и проводятся познавательно–обучающие экскурсии, знакомящие гостей комплекса с историей, традициями, культурой, ремеслами русского народа. На территории кремля действует несколько музеев и производственно-художественных мастерских.

Измайлово

Усадьба "Измайлово"

Остальные фотографии на Я.Фотках
Создать бесплатный сайт с uCoz