1. Первым моим путешествием за пределы Московского региона, стала поездка в столицу Республики Татарстан город Казань.

Казань, один из старейших городов страны, существует более семи веков. Из глубины XIII столетия доходят до нас первые упоминания о городе, который сыграл столь заметную роль в истории.

Основали город выходцы из Волжской Булгарии - первого на Волге государства тюркоязычного племени булгар. В XIII веке Волжская Булгария была захвачена татаро-монголами. Как гласят старинные предания, булгарский принц Алтынбек, один из немногих спасшихся после разгрома Булгарии, избрал местом своего поселения берега небольшой реки к северу от столицы. Здесь он построил город и назвал его Казанью.

В XIV веке Казань становится центром обширного северного княжества и своеобразным преемником булгарской столицы. Казанские князья чеканили монеты с названием "Новый Булгар". В поисках наиболее удобного положения город трижды переносили. В начале XV века его крепость была поставлена на место современного Кремля. В XV веке город становится центром Казанского ханства. С этого времени и начинается летоисчисление истории Татарстана.

После 1552 года история Казани неразрывно связана с историей России.

Жизнь Казани XVI - XVII веков была жизнью военного лагеря. По кремлевским и посадским стенам днем и ночью ходили дозоры, крепость была окружена наполненной водой одиннадцатиметровым рвом, мосты через него на ночь поднимались, тяжелые кованые ворота на ночь закрывались, а ключи хранились у воеводы.

В последующие десятилетия границы Русского государства отодвигалась все дальше на Восток. Казань теряет значение военной крепости и превращается в крупный административный и экономический центр. С 1708 года - центр большой губернии. В XVIII веке Казань становится богатым городом, чему способствовало его положение посредника в торговле между востоком и центром России. Город строится и хорошеет. Один из путешественников, побывавших в то время в городе, напишет: "Казань принадлежит к наилучшим городам в России. Прекрасные здания в новом вкусе, древние церкви, крепость, мечети со стройными минаретами украшают и разнообразят город". Именно в смешении русской и татарского культур - изюминка города, его восточного колорита. 

После Казани я посетил Раифский Богородицкий Монастырь, расположенный в 30 км от столицы Татарстана.

Раифский Богородицкий монастырь — крупнейший действующий мужской монастырь Казанской епархии Русской
Основан в XVII в. отшельником Филаретом в 27 км к северо-западу от Казани. После смерти родителей Филарет раздал имущество и отправился странствовать по городам Поволжья. В 1613 году он пришёл в Казань. В Казани Филарет жил сначала в Спасо-Преображенском монастыре Казанского Кремля. В 1613 г. этот монах поселился на берегу Сумского озера, построив уединённую келью. Это один из первых православных монастырей, построенных на этой территории после взятия Казани Иваном Грозным.

О монахе прослышали жители близлежащих деревень. Вскоре около Филарета собралось множество православных христиан. По указанию Филарета была построена часовня, по легенде, её возвели после видения одному из монахов. В том же 1661 г. в монастырь была привезена точная копия Грузинской иконы Божьей Матери, списанная с оригинала из Красногорского монастыря (близ Холмогор). С XVII века до настоящего времени это главная святыня монастыря, к которой ежегодно приезжают десятки тысяч паломников.

Филарет умер в 1659 году, а в 1661 казанский митрополит Лаврентий дал благословение на основание монастыря. Название монастырь получил от места на берегу Красного моря, где в IV веке от рук язычников погибли христианские монахи (в честь святых отцёв, в Раифе и Синае избиенных). Новый монастырь долгое время находился в окружении язычников и по аналогии было решено назвать его Раифским Богородицким.

До пожара 1689 г. обитель оставалась полностью деревянной. Каменный ансамбль начал складываться с рубежа XVII—XVIII вв. В 1690—1717 гг. построены ныне существующие зубчатые стены и башни. Они вытянулись по периметру более чем на полкилометра и образовали живописный монастырский кремль.

В 1708 г. возведена в камне церковь Свв. Отцев, в Раифе и Синае избиенных, в 1739—1827 Софийская церковь над братскими кельями (одна из самых маленьких церквей — в храмовой части могут находиться только 7 человек) в 1835—1842 гг. — Грузинский собор в стиле классицизма (архитектор М. Коринфский), в 1889—1903 гг. — надвратная колокольня — самое высокое сооружение монастыря (ок. 60 м); в 1904—1910 гг. — Троицкий собор в неорусском стиле (арх. Ф. Малиновский).

Сейчас замечательно восстановленный архитектурный ансамбль монастыря — один из самых величественных и роскошных в Среднем Поволжье. Особую живописность ему придаёт уникальное природное окружение: Раифское озеро (длиной ок. 1,5 км и средней шириной 300 м) и великолепный сосновый лес (с 1960 г. объявлен заповедником).

Накануне революции в монастыре насчитывалось до 80 монахов и послушников.

В 1918 г. обитель была официально закрыта, хотя ещё несколько лет её храмы использовались для богослужений. В 1930 г. арестованы по обвинению в «контрреволюционной, антисоветской деятельности» последние иеромонахи: Сергий, Иосиф, Антоний, Варлаам, Иов и послушник Пётр. В том же году все они были расстреляны (в 2000 г. Русская Православная Церковь прославила их в лике святых как новомучеников Раифских).

С 1930-х гг. на территории монастыря размещалась тюрьма для политзаключённых, позже — колония для малолетних преступников. В сохранившихся храмах были размещены ремонтные мастерские.

Монастырь был возвращён РПЦ в 1991 году.

Казань, Раифа

Гостиница Татарстан

Остальные фотографии на Я.Фотках

2. Моё следующее путешествие проходило по Древней Владимирской Земле. Я побывал в посёлке Боголюбово, городах Владимир и Суздаль. Места эти славятся своей богатой Историей и множеством Красот и Достопримечательностей.

На подступах к Владимиру, вблизи слияния рек Нерли и Клязьмы, в 1158-1164 гг. раскинулся на высокой береговой гряде "город камен именем Боголюбый". Предание связывает его основание и выбор места с покровительством Богородицы. 18 июня 1155 г. князь Андрей Юрьевич проезжал здесь, двигаясь из Киева в Суздаль, свою вотчину. Князь вез с собой чудотворный образ Божьей Матери византийского письма, названный впоследствии Владимирским. Вдруг кони встали, отказываясь двинуться с места. И так продолжалось дотемна, покуда князь не приказал раскинуть шатер для ночлега. И ночью усердно молился перед чудотворной иконой, и так сильна и горяча была его молитва, что Божья Матерь сама явилась ему. На этом месте князь основал замок и повелел написать явленный ему образ Богоматери. Икона Боголюбской Богоматери стала местной святыней. А привезенную икону поместили во вновь построенный Успенский собор во Владимире. Княжеский замок занял южную часть города, с севера примкнул посад. После татарского разорения Боголюбов остается городом и числится в "списке градом русским" конца XIV в.; впоследствии становится селом, а в советское время поселком. При въезде со стороны Владимира справа вдалеке виднеется луговой простор, а впереди со стороны дороги - остатки древней крепости: заросший пруд на месте рва и холмы - бывший крепостной вал. За каменной оградой с башнями высится ансамбль Боголюбова монастыря; древнейшая часть его - белокаменные памятники княжеского дворца XII в.Княжеский дворец в Боголюбово отличался сказочным великолепием, которое летопись сравнивает с храмом Соломона. В кольце земляных валов, рвов и каменных стен вырос белокаменный собор во имя Рождества Богородицы. Такими же галереями и башнями он соединялся с жилыми покоями князя и с крепостью. Собор, подобно Успенскому храму, украшали резные рельефы и фрески, медь и позолота, керамические полы и оконные витражи. Круглые, раскрашенные под мрамор колонны, поддерживали своды.Перед входом в храм стояла белокаменная водосвятная чаша под шатром, священный столп с четырьмя Богородичными ликами. Площадь перед дворцом выстилали белокаменные плиты с желобами-водостоками. 17 лет владимирского княжения провел князь Андрей в своем загородном замке - продолжении столичного Владимира. Здесь он принял мученическую смерть от рук политических соперников - бояр Кучковичей. Убийство произошло в ночь на 29 июня 1174 г. в лестничной башне. Именно эта двухъярусная башня и примыкающая к ней галерея - единственное, что сохранилось из обширного дворцового строения. После смерти князя в Боголюбове обосновался мужской монастырь. Древний собор разрушился от ветхости и неумелых переделок и в XVIII в. был заменен новым. Над лестничной башней надстроили шатер колокольни. Место княжеских покоев занял келейный корпус. В XIX в. древние ворота с надвратной церковью сменило новое здание - Успенская надвратная церковь с колокольней, тогда же построили и огромный пятиглавый собор. Они теперь определяют боголюбовскую панораму. Но внимательный взор тотчас отличит благородную древность: белокаменную галерею над аркой и лестничную башню с двумя резными аркатурно-колончатыми фризами, с чудным тройным окном, с внутренней лестницей, вьющейся вокруг колонны. А возле нее - ниша, где лежало тело убиенного князя, в XVIII в. канонизированного церковью.Облик древнего собора и дворца стал известен благодаря многолетним археологическим исследованиям Н.Н. Воронина. В Боголюбово теперь женский монастырь. Уникальный памятник гражданского зодчества - палаты князя Андрея, а также собор Рождества Богородицы совместно используются Владимиро-Суздальским музеем-заповедником и монастырем; внесены в список мирового наследия ЮНЕСКО. Посреди заливного луга, при впадении реки Нерли в Клязьму красуется белокаменная церковь Покрова 1165 г., одно из самых лирических творений древнерусских зодчих. Вокруг - полный покоя и поэзии луговой простор. Вольный воздух, высокое небо, пышные травы - и на взгорке, на берегу тихой старицы - нежный силуэт древней церкви. Издалека манит ее белый наряд посреди древесных крон. Изящество форм, грация силуэта, резная декорация преодолевают тяжесьб камня. Рельефы - аркатурно-колончатый фриз, женские маски, сюжетные группы - складываются в целую систему, декоративную и философскую. Центральное место в ней принадлежит библейскому царю Давиду, чей образ связывается в богословии с идеей Покрова - покровительства Богоматери.Во времена князя Андрея Боголюбского, строителя этой церкви, на Владимирской Руси приобретает известность событие из Византийской истории X в.: явление Богоматери во Влахернском храме Константинополя святым Андрею Юродивому и Епифанию при нападении на греков сарацин в день 1 октября - "Влахернское чудо". Тогда же во Владимире учреждается праздник Всемилостивого Спаса и Пресвятой Богородицы (1 августа). В Византии на этот день приходилось празднование Животворящего креста. Белокаменный крест с высеченной на нем "Похвалой кресту", стоявщий в XII в. на пути к церкви Покрова, хранится сейчас в Боголюбовском храме. Все эти празднования - "Влахернского чуда", Спаса и Богородицы, Животворящего креста - объединяет идея божественного покровительства, которая со временем оформилась в особый праздник Покрова Богородицы. "Житие князя Андрея Боголюбского" связывает строительство этой церкви еще с одним событием - гибелью от ран юного князя Изяслава Андреевича после похода 1164 г. в Волжскую Булгарию. Церковь Покрова достойно венчает короткий, но исключительно плодотворный градостроительный период Андрея Боголюбского. Совершенная красота, таинственная глубина рельефов, мемориальный и церковно-исторический смысл - так много всего соединилось в этом небольшом, одиноко стоящем уже более восьми веков храме. Облик храма, такой законченный и цельный, первоначально был иным. Храм окружала галерея, а холм, на котором он стоит, был облицован белым камнем. Царственная ступенчатая церковь продолжала Боголюбовский замок и стольный Владимир, а пристань на оживленном речном пути обеспечивала князю могущество. Сейчас, спустя века, ничто не напоминает о политической злобе дня, лишь совершенная красота смягчает и трогает душу. В настоящее время храм Покрова, как и прежде, приписан к Боголюбовскому монастырю; совместно используется музеем-заповедником и церковью; внесен в список мирового наследия ЮНЕСКО.

Владимир - один из древнейших русских городов. Основан в 1108 как крепость князем Владимиром Всеволодовичем Мономахом как стратегически важное для защиты от иноземцев поселение. Для защиты юго-восточных границ Ростово-Суздальского кнажества была построена крепость, положившая начало городу. Было выбрано место на левом берегу реки Клязьмы, на возвышенном плато, которое с севера было защищено рекой Лыбедьей, а с запада и востока - крутыми оврагами. В середине 12 в. Владимир - вотчинное владение князя Андрея Боголюбского, который в 1157 перенёс сюда столицу Владимиро-Суздальского княжества. В 12 - начале 13 вв. во Владимире и соседнем Суздале сложилась владимиро-суздальская школа архитектура и живописи.Областной центр - город Владимир. Город над Клязьмой-рекой гордится своими памятниками прошлого. Владимир - город с богатейшей и очень интересной историей, город, выстоявший набеги татаро-монгол, поляков, немцев. Во Владимире до сих пор сохранились уникальные памятники, сейчас занесенные в список наследия ЮНЕСКО. Сейчас Владимир - это бурно развивающийся город, сохранивший как памятники старины, так и приветствующий возведение новых сооружений в стиле модерн. В мире он известен своими сувенирами. Это изделия из бересты, дерева, ткани (платки, полотенца, лоскутное шитье), украшения из камней и финифти, хрусталь, лаковые миниатюры. Особый восторг у приезжих вызывают сувениры с изображением памятников архитектуры: Золотых Ворот, Успенского собора, Покрова на Нерли и Боголюбова.

Суздаль – один их древнейших и красивейших городов России. По обилию памятников древнерусского искусства и сохранности своего старого внешнего облика Суздаль не знает себе равных и с полным правом считается городом-музеем. На территории города сосредоточено более 300 памятников культовой и гражданской архитектуры XII-XIX вв. Оставшись в границах XVIII века, Суздаль смог сохранить древнюю топографию, непередаваемый колорит старинного русского города, удивительную гармонию древнерусской архитектуры и окружающей среды. История Суздаля начинается в 1024 году. Именно в этом году летописях появилось первое упоминание о Суздале. Запись в летописи свидетельствует о крестьянском восстании, вспыхнувшем в этом краю. Так же очень важными для истории Суздаля являются записи в той же летописи о начале возникновения в этих краях христианской религии. Это событие сыграло важную роль в дальнейшем развитии города Суздаль, как духовного центра. В начале XI века Суздаль и его окрестности входили в состав Киевского государства. В первой половине XII в., при Юрии Долгоруком, Суздаль приобретает роль стольного города Ростово-Суздальского княжества. С приходом к власти сына Юрия - князя Андрея - Суздаль начинает утрачивать свое первенство, уступает его новой столице Владимиру и входит в состав Владимиро-Суздальского княжества. С XIII в. становится столицей Суздальского княжества. В 1238 г. Суздаль был среди прочих русских городов полностью разрушен татарами. В первой половине XIV в. Суздаль становится столицей Суздальско-Нижегородского княжества, но в 1392 г. город вошел в Московское великое княжество и потеряв свое политическое значение, Суздаль стал одним из религиозных центров на Руси. В Смутное время город дважды был разграблен польскими войсками, в 1634 г. - крымскими татарами, а в довершение в 1654-1655 гг. город переживает опустошительный пожар и эпидемию. С середины XVII в. истории Суздаля начинается торгово-экономический подъем. В 1796 г. он становится уездным городом Владимирской губернии. Железная дорога, построенная в середине XIX в., обошла город Суздаль стороной, за счет чего в городе не получила развития промышленность, что способствовало сохранению его исторического облика. Город Суздаль находиться в 200 км от Москвы.

Боголюбово, Владимир, Суздаль

Боголюбово

Остальные фотографии на Я.Фотках

© Sergei-Hovrino

Создать бесплатный сайт с uCoz